Слово на притчу о Сеятеле

Проповедь иерея Сергия Карамышева

maxresdefault (9)

Из читавшейся на сегодняшнем богослужении притчи мы видим, что Господь делит всех людей, к кому обращено Его слово, на 4 категории. Первую категорию он уподобляет придорожной земле, вторую – каменистой, третью – земле, заросшей сорными травами, и только четвертую – доброй, плодородной почве. Столько веков читается святое Евангелие, столько веков люди почвой своих сердец внимают ему, но все так же эта притча звучит для многих как приговор. Потому что многие слушают слово Божие, но лишь малая часть приносит Богу духовные плоды.

А наше время в этом отношении можно назвать особенно бедственным. Если когда-то, при благочестивых правителях, государство и общество заботились о возделывании человеческих сердец с нежного детского возраста, помня слова Спасителя: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие», если когда-то широкие массы населения были охвачены проповедью св. Евангелия, то теперь перед нами плачевная картина. Каменистая пустыня, по которой, точно по дороге, ездят и ходят во всех направлениях. Если где-то посреди этой пустыни попадаются влажные места, они тотчас зарастают тернием. И только чудом кой-где еще поднимаются колосья пшеницы.

Отчего плодородные земли превращаются в пустыни? Оттого что они находятся в полном небрежении, оттого что брошены на произвол судьбы – как нечто не представляющее никакой ценности. Таково отношение современного мира к безценным человеческим душам. Известно, что свято место пусто не бывает. Поэтому душа, удаленная от божественной благодати, становится легкой добычей безчисленного бесовского полчища, которое летает над каменистой пустыней современного мира, превращая ее в удобнейшую для себя и своих клевретов из рода людского дорогу. Огромные толпы носятся взад и вперед по этой пустыне, воздымая клубы пыли, вытаптывая и без того слабые всходы пшеницы. И не хотят эти безумно носящиеся толпы внимать слову Божию.

Многие, находясь на работе, постоянно слушают радио, или, не снимая наушников, – отупляющую сознание «музыку»; придя домой, тотчас включают телевизор или компьютер, и постоянно находятся под сильнейшим внешним воздействием. Но и оставаясь на какое-то время свободными от своих излюбленых информационных наркотиков, они, подобно жвачным животным, все оставшееся время тщательно пережевывают поглощенную информационную пищу, обдумывая и поддерживая друг с другом разговоры об услышанном и увиденном. Им, по нынешнему образному выражению, постоянно ездят по мозгам, – как по дороге. Эти люди отучаются самостоятельно мыслить, и начинают жить чужими мнениями, а то и чужой ложью. Очень дешево они продали Богом данную им свободу. Свобода есть возможность выбора, а эта возможность предполагает ответственность. Мы ответственны перед Богом за состояние своего сердца. По замыслу Творца, оно должно быть Божией нивой и Божиим храмом (1 Кор. 2, 9). Если она превратилась в проходной двор, что может на ней вырасти хорошего, что можно на ней построить? Самое ужасное, что люди не хотят замечать своего гибельного состояния. И если кто-то, хотя бы и в мягкой форме, начнет их вразумлять, тотчас взрываются и начинают возводить хулу на Творца, говоря: разве я виноват, что моя душа подобна придорожной земле?; разве я виноват, что мое сердце с возрастом стало камнем?; разве я виноват, что оно опутано тернием? У нас, говорят эти люди, природа, конституция психики, такая.

Что им можно ответить? Вы свыклись со своим рабством. Это противоестественное состояние кажется вам нормальным. Один из древних учителей Церкви сказал: человеческая душа по природе христианка, что соответствует и Св. Писанию, которое утверждает, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Если мирские забавы стали для нас приятнее слова Божия, значит мы опасно больны и находимся на пороге духовной гибели.

Почему современный мир постоянно суетится, отчего с такой бешеной энергией носится взад и вперед по каменистой пустыне, то и дело твердя или о построении коммунизма, или о всевозможных перестройках и модернизациях, о глобальном обществе, о курсах доллара и евро? Наверное, потому что так сквозь клубы воздымаемой ничтожной пыли небо становится едва заметным, о нем проще забыть и не думать, что когда-то закончится мирская суета, что все мирское унизится и Один Господь будет высок в тот день, когда Он, по слову пророка Исаии, восстанет, чтобы сокрушить землю.

Видя наше безумное, точно у бесноватых, кружение на одном месте, милосердный Господь, ожидающий от поля человеческого мира пшеницы, а не клубов пыли, ибо придет это время, когда все материальные достижения человеческого рода возвратятся, как и наши тела, в прах земной, все чаще посылает нам как частные, так и общие, бедствия, тем самым напоминая о высших целях человеческого существования. Мы отучились почвой своих сердец воспринимать кротко обращенное к нам слово Божие. Точно неистовые, мы обращаем внимание только на божественный крик. Вот и поднимаются ураганы, чтобы хоть в какой-то мере сдуть с лица земли пыль людской суеты. Вот и льют дожди, чтобы увлажнить засохшую от безчувствия почву нашего сердца. Вот и горит земля, чтобы напомнить нам о будущем Суде Божием. А мы все не внемлем божественному зову, все суетимся, все питаем душу не словом Божиим, а смертоносной отравой. Тратим время, отпущенное нам Создателем для духовного возрастания, на пустые вещи, тем самым проклиная себя. Прекратим же это безумное кружение по пустыне мира. Оградим свою душу и души вверенных нашему попечению людей от губительных сухих ветров, оградим ее от противных слову Божию информационных потоков – душа не проходной двор. И даже если наше сердце напоминает придорожную землю или окаменело, нужно ее размягчать, возделывать, чтобы слово Божие пускало в нем корни; если ее опутали терния, нужно, в свою очередь, вырывать их с корнями, хотя это и больно; нужно поливать почву нашего сердца, с благоговением приступая к исполненным благодати, этой живой воды, таинствам Св. Церкви. Господь в благом начинании всегда поможет. При этом не нужно бояться поражающей своей огромностью пустыни современного мира. Господь сказал для нашего ободрения: «В мире скорбны будете, но мужайтесь: Я победил мир». И в своей первосвященнической молитве Господь Иисус молился Богу Отцу о святых апостолах, да и о нас с вами, говоря: «Не молю, чтобы Ты взял их от мира, но чтобы сохранил их от зла». Не будем унывать, видя вокруг себя безплодную пустыню. Пусть Господь побеждает в нас наши грехи, а мы, с Божией помощью, тогда, может быть, и отвоюем для божественной нивы какую-то часть этой пустыни. Аминь

41

Комментарии закрыты.