Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня православный мир после подвига первой седмицы Поста Великого назвал воскресение — торжеством Православия. В день этот наша церковь возвещает во всей глубине и святости, — что есть Православная вера. Это неколебимая вера наша в Господа нашего Иисуса Христа; мы чтим угодников Божиих, подвижническое Благочестие и радостно прославляем все наши праздники, подвиг Поста Великого и молитвенно возвещаем миру, что же есть наша Православная вера. Каждого, желающего видеть и насладиться всей полнотой Благодати Господней, она зовет войти под сень Храма Божьего, говорит евангелист Иоанн Богослов. Евангелие возвещает: когда Филипп сказал Нафанаилу, — мы нашли Христа Спасителя, он, усомнившись, ответил — прииди и виждь, т.е. сам убежусь в святости пришедшего в мир Господа нашего Иисуса Христа.
— Прииди и виждь! — зовет нас Православная церковь, чтобы каждый человек убедился, во что мы верим, кому поклоняемся, кого прославляем и что нас ожидает по нашей кончине. Церковь не скрывает всю полноту Благодати Господней, всей святости, благолепия, всего того, что она получила от Неба здесь, на земле. И Благодать Господня проявляется в таинствах, в покаянии, в причащении тела Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в тех молитвах, с коими мы обращаемся к Богу, и в тех святых Угодниках, к которым мы обращаемся в нашей земной жизни, прося у них помощи и утешения.
Где, скажите, в какой другой религии, в какой другой вере есть столько канонизированных святых? А вера в Бога прославляется именно примерами святости здесь, на земле! Люди, грешные, жившие до нас на земле, но своим подвигом Благочестия получившие здесь, на земле, прославление. И не всегда это в далеком прошлом… Сравнительно недавно, в России, в Сарове жил и молился Серафим Саровский; всего два века назад в нашем городе, Петербурге, жила, молясь и творя чудеса Пресвятая Ксения Блаженная, канонизированная к 1000-летию Святой Руси! И к ее могиле на Смоленском кладбище ежедневно идут петербуржцы и приезжие… И ныне в России еще живы люди, их единицы, но есть, которые слышали слова Иоанна Кронштадтского, предупреждавшего нас, какие беды ждут Россию, русских людей, если они отвернутся от Православной веры.
Но даже если взять времена более отдаленные, все мы ощущаем и сегодня великий подвиг Святого Сергия Радонежского, вдохновившего князя Дмитрия Донского на битву с татарами, на победу на поле Куликовом. Ибо не было б этой победы, быть может еще многие века Россия и русские тяготился под татаро-монгольским игом. Мы пережили все, — и гонения на церковь, и на святые иконы; богоборцы говорили нам, мол, что вы молитесь доскам?! И голосом Вселенской церкви святые отцы сказали: мы поклоняемся не доскам, а святому изображению, тем святым иконам, от которых мы получаем духовное очищение и приток великой Благодати Господней. И в нашей православной вере того чудотворных икон, источающих благодатное миро. Атеисты и мир Запада смеются над нами, как будто не было тысячелетия Православной Руси. Тысячу ют мы молимся и преклоняемся иконам — зачем же пытаться переучивать нас?! И мы одно им можем ответить: прииди и виждь! Да! Русская Православная церковь была гонимой в нашем XX веке, но несмотря на расстрелы и средневековые пытки священнослужителей властью большевиков, — она выстояла! И ныне власть предержащие и еще вчера преследовавшие церковь, сами входят в Храм Божий, ища себе опоры и авторитета. Ну, и хорошо, что входят. Может, извлекут себе духовную пользу в нем. А ведь все эти позорища, и разрушения храмов и гонения на веру — на памяти поколения, которому сорок и более лет. В середине 60-х годов был взорван Собор в Петербурге на Сенной площади! И нынешняя преступность, беспредел в нашей жизни, когда родители боятся посылать в школу детей своих, чтобы их не пристрелили во время очередной разборки мафий, — это тяжкая расплата за безверие и разрушение святынь. Бог отошел от нас, и настало время воздаяния, вразумления. Уж если говорить исторически, то часть нашей интеллигенции еще в XIX веке начала отходить от веры. Тот же Белинский в своем печально знаменитом письме великому писателю Гоголю, обличает его за… веру! и пишет: «…Что общего нашли вы между Христом и какой бы то ни было, а тем более православной церковью»?! Уже одно «тем более» говорит о чудовищном непонимании казалось бы талантливого человека основ Православной веры. Лев Толстой обрушился в своем учении на Православную церковь. А какое учение он дал сам? И где теперь его последователи толстовцы? Их нет, а церковь стоит, сак нерушимый утес среди волн бурного моря.
И сегодня мы говорим миру и Западу: мы не страшимся, нас не смущает ваше наступление, ваши оскорбления и насмешки над Православием. И не устанем повторять этому миру: прииди и виждь! Бог дарует всегда всем, кто с верой и благоговением ищет помощи в Храме Господнем. Но Бога не поймешь, не осознаешь без личного опыта Православной жизни. На стадионах ив домах культуры Бог не дойдет до вашего сознания.
А мы, мы должны помнить, что мы русские, православные, что мы и мыслим по-другому, что у нас иное сознание и потому чужая проповедь не даст плодов на земле российской, хотя и может соблазнить иных маловерных. Ведь Запад излил нам сюда учение о «светлом» будущем, которое можно коротко изложить словами: мы все вам дадим, дайте только нам уничтожить несколько миллионов людей. Но народ русский в большинстве своем не принял этого учения; да и жестко оно обернулось ему: гибелью лучшей трудовой части крестьянства и лучших представителей интеллигенции. Пусть Запад сам разбирается в своей вере. А мы останемся в своей семье, с Христом, Божией Матерью, Святыми угодниками, Православием. Мученики за веру, мы говорим, возвещаем, — мы перенесли много страданий, гонений, но всегда, в самые отчаянные времена путеводной звездой нам была Православная вера, мы знали, что Бог не оставит нас без своей благодатной помощи… И смиренно, по-детски, с глубокой верой несем бремя в своей греховной жизни, когда идем к покаянию, получая причащение тела и крови Христа — Спасителя. И легче переносим немощи наши.
И потому, несмотря на лютые испытания в прошлом, мы не отдали наше Православие на посмешище и растерзание. И сегодня, вступив на подвиг Поста Великого, мои дорогие Богомольцы, говорю вам, — не слушайте за порогом Храма заезжих проповедников, явившихся нас обманывать, мол, вы не так молитесь, мы вас научим… Ответьте им: вы опоздали на ты сячу лет! Нам не надо напоминать о Боге—у нас есть церковь, Храм Божий, Святые угодники, Православие.
Так сохрани же, русский народ, свою Православную веру и Господа нашего Иисуса Христа. И Бог не оставит нас в своей благодатной помощи.
Аминь.
20 марта 1994 г.
79