Заметка

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ Протоиерей Василий Ермаков

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня православный мир после по­двига первой седмицы Поста Великого назвал воскресение — торжеством Право­славия. В день этот наша церковь возве­щает во всей глубине и святости, — что есть Православная вера. Это неколебимая вера наша в Господа нашего Иисуса Хри­ста; мы чтим угодников Божиих, подвиж­ническое Благочестие и радостно про­славляем все наши праздники, подвиг По­ста Великого и молитвенно возвещаем миру, что же есть наша Православная ве­ра. Каждого, желающего видеть и насла­диться всей полнотой Благодати Господ­ней, она зовет войти под сень Храма Божьего, говорит евангелист Иоанн Бого­слов. Евангелие возвещает: когда Филипп сказал Нафанаилу, — мы нашли Христа Спасителя, он, усомнившись, ответил — прииди и виждь, т.е. сам убежусь в свято­сти пришедшего в мир Господа нашего Иисуса Христа.

 — Прииди и виждь! — зовет нас Право­славная церковь, чтобы каждый человек убедился, во что мы верим, кому поклоня­емся, кого прославляем и что нас ожидает по нашей кончине. Церковь не скрывает всю полноту Благодати Господней, всей святости, благолепия, всего того, что она получила от Неба здесь, на земле. И Благо­дать Господня проявляется в таинствах, в покаянии, в причащении тела Господа Бо­га и Спаса нашего Иисуса Христа, в тех мо­литвах, с коими мы обращаемся к Богу, и в тех святых Угодниках, к которым мы обра­щаемся в нашей земной жизни, прося у них помощи и утешения.

 

Где, скажите, в какой другой религии, в какой другой вере есть столько канонизи­рованных святых? А вера в Бога прослав­ляется именно примерами святости здесь, на земле! Люди, грешные, жившие до нас на земле, но своим подвигом Благочестия получившие здесь, на земле, прославле­ние. И не всегда это в далеком прошлом… Сравнительно недавно, в России, в Сарове жил и молился Серафим Саровский; всего два века назад в нашем городе, Пе­тербурге, жила, молясь и творя чудеса Пресвятая Ксения Блаженная, канонизи­рованная к 1000-летию Святой Руси! И к ее могиле на Смоленском кладбище еже­дневно идут петербуржцы и приезжие… И ныне в России еще живы люди, их еди­ницы, но есть, которые слышали слова Иоанна Кронштадтского, предупреждав­шего нас, какие беды ждут Россию, рус­ских людей, если они отвернутся от Пра­вославной веры.

 

Но даже если взять времена более от­даленные, все мы ощущаем и сегодня ве­ликий подвиг Святого Сергия Радонеж­ского, вдохновившего князя Дмитрия Донского на битву с татарами, на победу на поле Куликовом. Ибо не было б этой победы, быть может еще многие века Рос­сия и русские тяготился под татаро-монгольским игом. Мы пережили все, — и гонения на церковь, и на святые иконы; богоборцы говорили нам, мол, что вы молитесь доскам?! И голосом Вселенской церкви святые отцы сказали: мы поклоняемся не доскам, а святому изображению, тем святым иконам, от которых мы получаем духовное очищение и приток великой Благодати Господней. И в нашей православной вере того чудотворных икон, источающих благодатное миро. Атеисты и мир Запада смеются над нами, как будто не было тысячелетия Православной Руси. Тысячу ют мы молимся и преклоняемся иконам — зачем же пытаться переучивать нас?! И мы одно им можем ответить: прииди и виждь! Да! Русская Православная церковь была гонимой в нашем XX веке, но несмотря на расстрелы и средневеко­вые пытки священнослужителей властью большевиков, — она выстояла! И ныне власть предержащие и еще вчера пресле­довавшие церковь, сами входят в Храм Божий, ища себе опоры и авторитета. Ну, и хорошо, что входят. Может, извлекут себе духовную пользу в нем. А ведь все эти позорища, и разрушения храмов и го­нения на веру — на памяти поколения, которому сорок и более лет. В середине 60-х годов был взорван Собор в Петер­бурге на Сенной площади! И нынешняя преступность, беспредел в нашей жизни, когда родители боятся посылать в школу детей своих, чтобы их не пристрелили во время очередной разборки мафий, — это тяжкая расплата за безверие и разруше­ние святынь. Бог отошел от нас, и настало время воздаяния, вразумления. Уж если говорить исторически, то часть нашей ин­теллигенции еще в XIX веке начала отхо­дить от веры. Тот же Белинский в своем печально знаменитом письме великому писателю Гоголю, обличает его за… веру! и пишет: «…Что общего нашли вы между Христом и какой бы то ни было, а тем более православной церковью»?! Уже од­но «тем более» говорит о чудовищном не­понимании казалось бы талантливого че­ловека основ Православной веры. Лев Толстой обрушился в своем учении на Православную церковь. А какое учение он дал сам? И где теперь его последователи толстовцы? Их нет, а церковь стоит, сак нерушимый утес среди волн бурного моря.

 И сегодня мы говорим миру и Западу: мы не страшимся, нас не смущает ваше наступление, ваши оскорбления и на­смешки над Православием. И не устанем повторять этому миру: прииди и виждь! Бог дарует всегда всем, кто с верой и бла­гоговением ищет помощи в Храме Гос­поднем. Но Бога не поймешь, не осозна­ешь без личного опыта Православной жизни. На стадионах ив домах культуры Бог не дойдет до вашего сознания.

А мы, мы должны помнить, что мы рус­ские, православные, что мы и мыслим по-другому, что у нас иное сознание и пото­му чужая проповедь не даст плодов на земле российской, хотя и может соблаз­нить иных маловерных. Ведь Запад излил нам сюда учение о «светлом» будущем, которое можно коротко изложить слова­ми: мы все вам дадим, дайте только нам уничтожить несколько миллионов людей. Но народ русский в большинстве своем не принял этого учения; да и жестко оно обернулось ему: гибелью лучшей трудо­вой части крестьянства и лучших пред­ставителей интеллигенции. Пусть Запад сам разбирается в своей вере. А мы оста­немся в своей семье, с Христом, Божией Матерью, Святыми угодниками, Право­славием. Мученики за веру, мы говорим, возвещаем, — мы перенесли много стра­даний, гонений, но всегда, в самые отча­янные времена путеводной звездой нам была Православная вера, мы знали, что Бог не оставит нас без своей благодатной помощи… И смиренно, по-детски, с глубо­кой верой несем бремя в своей греховной жизни, когда идем к покаянию, получая причащение тела и крови Христа — Спа­сителя. И легче переносим немощи наши.

 

И потому, несмотря на лютые испыта­ния в прошлом, мы не отдали наше Пра­вославие на посмешище и растерзание. И сегодня, вступив на подвиг Поста Вели­кого, мои дорогие Богомольцы, говорю вам, — не слушайте за порогом Храма за­езжих проповедников, явившихся нас об­манывать, мол, вы не так молитесь, мы вас научим… Ответьте им: вы опоздали на ты сячу лет! Нам не надо напоминать о Бо­ге—у нас есть церковь, Храм Божий, Святые угодники, Православие.

 

Так сохрани же, русский народ, свою Православную веру и Господа нашего Иисуса Христа. И Бог не оставит нас в своей благодатной помощи.

 

Аминь.

 

20 марта 1994 г.

 

79

Комментарии закрыты.